Работа с детьми-инвалидами в детском саду

По российскому законодательству дети-инвалиды дошкольного возраста принимаются в ДОУ только с согласия их родителей или законных представителей. Главная цель адаптированной образовательной программы — создание благоприятных условий для социализации и развития личности ребенка с ОВЗ. Специалисты разного профиля (логопеды, психологи-педагоги) реализуют АОП в соответствии с индивидуальными особенностями детей, медицинскими рекомендациями.
Специальные условия образования в ДОУ
Для обучения, воспитания и развития ребенка-инвалида в группе детского сада создаются специальные условия. Используются пособия, дидактические материалы, технические и компьютерные средства для получения комплексного образования.
Для работы с детьми с ДЦП в ДОУ должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы. Предусмотрено наличие специально оборудованных мест для личной гигиены. Для слабовидящих при входе в здание размещается вывеска с наименованием организации шрифтом Брайля.
Для детей-инвалидов в детском саду организуется комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Детские сады должны быть на сто процентов укомплектованы квалифицированными педагогами.
Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ
Дошкольное образование детей-инвалидов доступно учащимся с разными нарушениями в здоровье и развитии. В зависимости от специфики заболеваний подбираются индивидуальные программы, используются специальные технические и компьютерные средства. Приведем примеры:
- предметные и сюжетные картинки, иллюстрации;
- предметы для развития сенсорики — рассматривания и обследования;
- таблички, схемы, игрушки для детей с нарушениями слуха.

Направления коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами по программе ДОУ включает несколько направлений. Это консультации, информационно-просветительская деятельность, диагностические мероприятия.
Специалисты наблюдают за ребенком-инвалидом в садике, смотрят за его активностью, проводят беседы. Это необходимо для определения уровня развития. На базе полученных результатов формируется персональный образовательный маршрут.
Коррекционная работа — дополнительная к основному процессу обучения. Она позволяет эффективно развивать детей-инвалидов в д/с, раскрывать способности в разных сферах. Еще одна задача — формирование позитивной психологической атмосферы. Все задания выполняются в игровом формате.
Следующее направление — консультативное для родителей. Специалисты помогают семьям справиться с задачами воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП, организуют практикумы, семинары, дни открытых дверей в ДОУ. Предусмотрено проведение совместных праздников. В итоге консультативной работы происходит полная социальная адаптация семьи.
Важное значение имеет информационно-просветительская работа. Она призвана разъяснить нюансы образовательного процесса для детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении.
В ДОУ особое внимание уделяется и созданию безбарьерной среды. В помещениях устанавливаются конструкции, которые мешают перемещению ребенка. Шкафы и полки надежно фиксируются, приставляются к стенам, то есть становятся дополнительными опорами для детей.
Каждый ребенок с ОВЗ проходит определенный период адаптации в дошкольном учреждении. Главная задача воспитателя заключается в снятии стресса, обеспечении позитивного настроя и эмоционального состояния детей. Важно наладить контакт с ребенком, его родителями, создать спокойную и доброжелательную обстановку.
Детский церебральный паралич в дошкольном возрасте и другие ограничения не мешают посещать ДОУ. Вся работа учреждений строится на принципах охраны жизни каждого ребенка. Внимание уделяется и физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Они проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников. Детям предоставляются оптимальные условия для повышения двигательной активности. Проводятся гимнастические и спортивные игры, соревнования. Новые подходы помогают укрепить здоровье детей.
Инклюзивное образование должно начинаться с раннего возраста. Родителям не стоит игнорировать посещение ДОУ. Дети с ОВЗ должны развиваться, чему способствует обучение в дошкольных учреждениях.